Готовность № 1: уже в школу?

   Самые необходимые для жизни воспитательные процессы происходят вовсе не в школе, а в первые годы жизни ребенка. Причем, упущенное в первые 4 года жизни ребенка порой невозможно наверстать позже в каком бы то ни было учебном заведении. На что же нужно делать упор, чтобы ребенок пошел в школу во всех отношениях подготовленным?


Обученность и интеллектуальное развитие –
это не одно и то же


   Абсолютных критериев готовности ребенка к школе, наверное, не существует. Готовность к школе определяется, скорее, совпадением уровня развития ребенка с теми требованиями, которые ему предъявляет школа, причем не к умению ребенка писать, считать или читать.

   Важно помнить: развитый ребенок и готовый к школе ребенок – это не одно и то  же. Обученность – это те умения и навыки, которым ребенка обучили: умение писать, читать, считать. Интеллектуальное развитие – это некий умственный потенциал, способность ребенка к самодвижению, к самостоятельному обучению, к решению проблемных задач.

   Ребенок на момент поступления в школу может читать хуже одноклассников, но если при этом он обладает высокой обучаемостью (не обученностью!), что через несколько месяцев легко их догонит.

   Обученность может облегчить жизнь ребенку в первые месяцы в школе и даже создать ему временную успешность. Но в определенный момент резерв обученности истощится. Поэтому лучше сосредоточить свое внимание не на форсировании учебных умений, которыми ребенок должен, по идее, овладеть в школе, а на развитии психических функций, обеспечивающих обучаемость.

   По большому счету, то интеллектуальное развитие, которое получает ребенок с рождения в семье и в детском саду, те сведения о жизни, которые он черпает из окружающей обстановки, для подготовки к началу обучения в обычной школе в общем достаточны. Если не отмахиваться от вопросов, которые начинает вам задавать ребенок, и не отгораживать его от вашей окружающей взрослой жизни, подготовка к школе будет идти естественно и без напряжения.

   Мы можем заниматься вместе с детьми чем угодно, хоть веники вязать, – и это будет их развивать. Потому что по ходу дела мы обсудим, что вот эти хворостинки гибкие, а эти жесткие, эти длиннее, а эти короче. Что веники сегодня какие-то буроватые, в отличие от сделанных пару дней назад, те были желтыми. Что сегодня связали пятнадцать веников, а завтра нужно сделать больше. Что закончить пока нельзя, потому что еще не довели дело до конца. И вместе уберем рабочее место. И наточим нож для завтрашней работы.
 
   Важно, чтобы родители дошколят как можно больше занимались с детьми – чем угодно, но вместе! Потому что ребенок, с которым дома разговаривают, которому читают и дают рисовать, с которым вместе делают любые домашние или недомашние дела – обязательно будет у нас нормально развит.

    И все же детские психологи выделяют несколько определенных критериев готовности детей к обучению в школе:

1. Интеллектуальная готовность (способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика);

2. Эмоциональная готовность (мотивация к обучению, умение сосредоточиться, управление эмоциями);

3. Социальная готовность (потребность в общении, коррекция поведения в коллективе, способность обучаться).

Например, на сайте журнала для родителей «Детский вопрос»: www.detskiyvopro.ru можно встретить много разных тем, касающихся воспитания, развития и обучения детей дошкольного возраста. На страницах альманаха решаются конфликты и споры, ведется постоянная работа с детскими садами и детскими образовательными учреждениями (ДОУ). Журнал в первую очередь будет интересен родителям дошколят.
 

Важные отношения

   Обратим сегодня наше внимание на то, на что обычно мамы и папы не очень то обращают внимание при подготовке к школе – на социально-психологическую готовность к школе. Ведь это серьезный рубеж для малыша – начать жить в большом коллективе со всеми присущими этому коллективу правилами, сложностями, проблемами…

   Готов ли ребенок принять новую социальную позицию – школьника?

   Отношение к школе. Выполнять правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и дома.

   Отношение к учителю и учебной деятельности. Правильно воспринимать ситуации урока, правильно воспринимать истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль.

   Отношение к сверстникам. Должны быть развиты такие качества личности, которые помогли бы общаться и взаимодействовать со сверстниками, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других.

   Отношение к родным и близким. Учение для ребенка становится основным видом его деятельности. Родные должны относиться к будущему школьнику, его учебе, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. То есть в родных он должен видеть уважение и поддержку.

   Отношение к самому себе, к своим способностям, к своей деятельности, ее результатам. У ребенка должна быть адекватная самооценка. Завышенная самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя («школа плохая», «учитель злой» и т. д.). Но и заниженная самооценка – катастрофична не только для учебы в школе, но и вообще для развития личности малыша.


Тест «Лесенка» для исследования самооценки (по Т. Д. Марцинковской)

    Рисуем лесенку, вырезаем фигурку человечка. Ребенку говорим: «Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньку выше (переставляют фигурку) ставят хороших детей; чем выше, тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке – самые хорошие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит мама? папа? воспитательница?».

   Прежде всего обращают внимание, на какую ступень ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дети старшего дошкольного возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие дети». В любом случае это должны быть верхние ступеньки.

    Положение на любой из нижних ступенек (а уж тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, но об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это очень серьезное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессиям, неврозам, асоциальности у детей.

    Как правило, это связано с холодным отношением к детям или суровым, авторитарным воспитанием, когда обесценивается сам ребенок, который приходит к выводу, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведет.

    Отношение к ошибкам и неудачам во многом зависит как раз от правильной самооценки.
Если каждая ошибка для ребенка – доказательство его интеллектуальной несостоятельности, отсутствия признания и принятия родителями, то на освоение новых учебных навыков у него остается все меньше сил и желания. Однажды наступает момент, когда ребенок заявляет: «Все, больше не буду». Или продолжает заниматься, движимый страхом неодобрения, преодолевая внутреннее сопротивление и тем самым приобретая соматические заболевания.

    Как ребенок будет относиться к своим ошибкам, зависит от отношения к ним родителей. Если родители верят в своего ребенка, радуются самым незначительным его успехам, то и малыш делает вывод о своей состоятельности в той деятельности, которую сейчас осваивает. Если же каждая неудача ребенка воспринимается родителями как вселенская катастрофа, то и он примиряется с собственной никчемностью. Очень важно быть предельно внимательным к деятельности малыша и буквально выискивать объективный повод для одобрения и похвалы.


Тест на готовность к школе

    Умение действовать по правилам и контролировать свои действия


Есть такая игра: «да» и «нет» не говорить, «черное» и «белое» не называть». Поиграйте в нее с ребенком. Задавайте простые вопросы: «Ты любишь шоколад?», «Какого цвета мороженое?». Он должен отвечать, не говоря слов «да» и «нет», не называя черного и белого цветов. Вопросов не должно быть больше 10.
Если отвечает почти без ошибок, значит, уровень самоконтроля достаточно высок.
Если в 6 лет ребенок категорически не  в состоянии выполнять определенные правила и контролировать свои действия в игре, то вам потребуется психологическая консультация специалистов.

Уровень развития речи


    Это один из самых важных критериев готовности ребенка к обучению в школе. Попросите малыша пересказать короткий (не больше 6–7 предложений) рассказ либо содержание небольшого комикса. По тому, как ребенок рассказывает, можно оценить умение согласовывать слова, правильно строить предложения, а  также логику рассказа.
Если не получается, потренируйтесь: сначала пересказывайте короткие предложения, заучивайте стихи, а затем переходите к более длинным текстам.

Уровень развития фонематического слуха

    Поиграйте в игру «Назови лишнее слово». Вы выбираете какое-то слово, например, «гора», и повторяете его несколько раз, а потом вместо него говорите другое, похожее. Задача ребенка – услышать и назвать это другое слово. Например, взрослый говорит (проговаривая по одному слову в секунду):

Гора, гора, пора, гора, нора, гора, гора.
Голос, голос, голос, голос, колос, голос, волос.
Коса, коса, коса, роса, коса, коса, коза.

    Если ребенок слышит и называет «лишние» слова, значит, с фонематическим слухом у него все в порядке. Если же ошибается, ему нужно этот слух потренировать. Произносите ряды слов медленнее, обращайте внимание ребенка на звуковые различия.

   Вторая игра – «Назови звуки». Взрослый просит малыша назвать первый и последний звуки в словах «свет», «корма», «индюк», «езда». Если ребенок часто ошибается и не замечает своих ошибок, его фонематический слух пока не развит.
Чтобы узнать, умеет ли он делить слова на слоги, можно воспользоваться игрой «Раздели слово». Взрослый говорит слово, а ребенок делит его на части, хлопая в ладоши. Слова лучше взять трехсложные: «корова», «кадушка», «лепешка», «караван»...

Умение устанавливать причинно-след-ственные связи


    Попросите ребенка закончить предложения: «Если выйдешь на улицу зимой без одежды, то...», «Прошел дождь, поэтому...».

    В игре «Четвертый лишний» предлагают ряды из 4 картинок. В каждом случае малыш должен убрать одну, на его взгляд, лишнюю. Например: стол, стул, диван, окно. Или: брюки, рубашка, жилет, мальчик.

    Если ребенок допустил не больше 1–2 ошибок, значит, словесно-логическое мышление у  него уже сформировалось.

Тонкая моторика и зрительно-моторная координация

   Без этих навыков ребенка не обучить письму.

    Обратите внимание, как малыш владеет карандашом, ручкой, ножницами, насколько успешно перерисовывает узоры, вырезает геометрические фигуры.

    Если у ребенка в 6 лет есть все перечисленные навыки, он сможет справиться с требованиями школьной программы, если нет, не спешите отдавать его в школу – он к ней пока не готов. Учиться ему сейчас будет трудно, да и вам требовать от него хороших результатов – тоже.


Чем заниматься с ребенком, чтобы он оказался готовым к школе?

  • В самой благополучной и доброжелательной обучающей среде ребенок не сможет успешно учиться, если ему не знакомо слово “нельзя. Он должен уметь принимать ограничения со стороны других и должен уметь ограничивать сам себя.
  • К моменту поступления в школу ребенок должен обладать известной долей самостоятельности. Если он умеет бегло читать, но не способен завязать шнурки и сложить портфель, пребывание в школе будет осложняться множеством неприятностей.
  • Важно, чтобы ребенок развивал в себе волевые качества. Для этого его нужно приучать любое начатое им дело доделывать до конца.
  • Самый важный способ развития (относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению, и еще ко многому другому) – читать ребенку книги. Нужно читать (или рассказывать) детям сказки не менее получаса в день. К шести-семи годам у ребенка должен быть достаточно большой словарный запас – около 14 000 слов.
  • Полезны занятия, которые заставляют работать фантазию, воображение, смекалку: рисование, лепка, конструирование.
  • Побольше беседуйте с ребенком, задавайте самые неожиданные вопросы. Он уже владеет многими представлениями, связанными с окружающим миром и должен уметь о них внятно рассказывать, от конкретных понятий переходить к более общим, выделяя при этом как существенные, так и несущественные признаки. Если двухлетний ребенок на вопрос о том, что такое ложка, ответит: “Ложка – это вот! – и покажет на конкретную ложку, то старший дошкольник скажет, что ложка – это то, с помощью чего едят суп или кашу, то есть выделит функцию предмета.
  • Всячески поощряйте любознательность, любопытство – это извечные и неискоренимые свойства человека. Где нет любознательности – нет школы. Мышление начинается там, где у ученика появляется потребность ответить на вопрос. При этом не всегда полезен готовый исчерпывающий ответ: ваши объяснения должны заставлять детей вдумываться, «напрягать мысль». Например, озадачить ребенка вопросом на вопрос: а как ты думаешь почему? Однако, ставя ребенка перед необходимостью самостоятельно мыслить, важно учитывать имеющийся у ребенка опыт и знания.
  • Следите, чтобы ребенок всегда доводил любую работу до конца. И здесь немаловажную роль играет ваше отношение, ваша требовательность к делам ребенка. Если он видит, что вы серьезно относитесь к его делам, то у него повышается ответственность к их выполнению.
  • Хвалите за старания, за приложенные усилия, за преодоление трудностей. Объективная оценка результатов деятельности ребенка вырабатывает серьезное отношение к любому делу.
  • Доведите до понимания малыша, что любая деятельность – игра или труд – требует определенной подготовки. Поэтому важно предусмотреть, что, например, потребуется для рисования или лепки, для игры или труда, где и как лучше сесть, есть ли под рукой все необходимое, как лучше расположить материалы и пособия, нужные для занятия. Всему этому нужно учить ребенка, напоминать, чтобы он не начинал заниматься до тех пор, пока не убедится, что у него все необходимое приготовлено. Подготовка к предстоящей деятельности одновременно настраивает ребенка на серьезный трудовой лад, создает в нем желание выполнить работу; уже сама подготовка как бы программирует его деятельность.

 

Благодарим за консультацию
психолога Е. Иванову
no-photo

Для того чтобы оставить комментарий, необходима авторизация.

ЖурналBambini

Журнал «BAMBINI» — доброе и тёплое периодическое издание для родителей о детях, настоящий семейный журнал, на страницах которого — актуальные статьи о здоровье, психологии, питании и развитии детей.

С любовью к детям и заботой о них журнал расскажет о важном и волнующем, чтобы помочь мамам, папам, бабушкам и дедушкам в трудном и ответственном деле воспитания малышей. Много полезного найдут для себя и будущие мамы.

Контакты

ПорталBambini

Портал «BAMBINI» — площадка для интерактивного обмена самой разнообразной информацией о детях. Мы стараемся собрать самую разную, но всегда полезную родителям информацию из достоверных источников, чтобы предоставить ее Вам. И в то же время нам и другим читателям интересны Ваши мнения, голоса, отклики, советы. Добро пожаловать!

Журнал «BAMBINI» и портал BAMBINI.BY приглашают в клуб своих друзей всех, кому не безразлично, какими личностями вырастут их малыши… Кому важно, чтобы их дети были по-настоящему здоровы физически и психически… Для тех, кто стремится вырастить интеллектуально развитых и талантливых, но при этом добрых к людям и открытых миру настоящих людей, будущих мам и пап…

Контакты

Реклама на портале

Авторизация