Когда дети говорят?

Одна из основных жалоб, которую слышит логопед во время первичного приема – «мой ребенок не говорит». Или «до трех лет наш малыш ничего не говорил». Так ли это на самом деле? Действительно ли дети начинают говорить после трехлетнего возраста?

Казалось бы, это соответствует действительности – ну о чем может рассказать годовалый или даже трехмесячный карапуз? Вроде и речь ему особо не нужна. Однако логопеды и даже многие информированные родители утверждают, что речь начинает формироваться уже с рождения. Давайте подробно рассмотрим, как это происходит.

Изучать психическое развитие ребенка – а речь является одной из психических функций – начали в 30-е годы ХХ века маститые ученые П. П. Блонский и Л. С. Выготский. Именно они установили, что периоды нарастания изменений чередуются с качественными скачками – кризисами. Вроде растет ребенок, растет, ничего не происходит и вдруг – раз, и «другим человеком» стал.

А еще именно Л. С. Выготский сравнил периоды психического развития ребенка с историческими эпохами в развитии человечества и геологическими эпохами в истории развития Земли. Однако вернемся к речи.

В предыдущей статье мы рассматривали периоды становления речи в возрасте 3-6 лет. Свои периоды есть и в раннем возрасте. Они следующие:
  • 0 – 2-3 мес. – период младенческих криков;
  • 2-3 мес. – 5-6 мес. – гуление;
  • 5-6 мес – 9-10 мес. – период раннего лепета;
  • 9-10 – 12-14 мес. – лепетные псевдослова;
  • 12-14 – 18-20 мес. – поздний мелодический лепет.
Эти этапы проходят все дети – и те, у кого есть нарушения речи, и те, у кого есть проблемы со слухом. Попробуем узнать подробнее о каждом из них.

«А-а-а», или что хотел сказать младенец в 0-3 месяца

Древние римляне требовали «хлеба и зрелищ». Поведение новорожденного обусловлено почти теми же потребностями: пищевой и оборонительной. То есть малыш сосет и глотает, чтобы насытиться, или кашляет и чихает, если в горло попало что-то чужеродное и опасное. Так появляются первые голосовые реакции. Они могут быть разными – хриплыми, писклявыми, дрожащими, напоминающими гласные. Но выделить в них отдельные звуки еще нельзя. Интересно, что младенческие крики настолько вариативны, что нет двух детей, которые кричали бы одинаково. По особенностям крика можно опознавать младенцев, как по отпечаткам пальцев. И ни один ребенок не кричит одинаково дважды!

А еще у младенцев совсем короткие голосовые связки, и поэтому мощность и тон их голоса могут резко меняться. Именно поэтому нашему, взрослому, уху трудно привыкнуть к младенческим крикам. Недаром они стоят на первом месте в списке самых нелюбимых звуков.

Кстати, иногда частота тона новорожденного равняется частоте тона взрослого мужчины. Так что, наверное, будет не лишним проверить, кто же это все-таки кричит – сын или папа…

Кто сказал «агу», или речь в 2- 6 месяцев

Психологи говорят: если хотите, чтобы собеседник вас понял, говорите с ним на его языке. Это как нельзя к месту и в нашем случае. Для того, чтобы малыш перешел на следующий этап развития речи – гуление, необходимо, чтобы мама стала говорить так же. «Как же именно?» – спросите вы. Объясняем.

Наблюдая за детьми первых недель жизни, ученые выяснили, что эти карапузики бессознательно подражают лицам тех людей, которые за ними ухаживают. У новорожденных менялся цвет кожи (не думайте об афроамериканцах, она всего лишь розовела), глаза блестели ярче, зрачки расширялись. Малыши «заражались» эмоциями матерей и – о чудо! – начинали улыбаться сами (известный многим комплекс оживления).

Однако этим дело не ограничивается. Другие исследователи установили, что мамы также копируют своих детей. У них замедляется темп речи, повышается тон голоса, в нем появляются высокие частоты, усиливается акцентирование и пр. То есть физические характеристики их речи приближаются к детским. Вспомните, как вы сами сюсюкали (в хорошем смысле этого слова) над кроваткой: « ууути, мой мааасенький». Причем чем младше ребенок, тем это подражание более выражено. Любопытно, что такие изменения носят биологический характер и не зависят от национальности либо культурной принадлежности родителей.

Наверняка мамы вспомнят, что примерно с трех месяцев они уже могли определить, почему их ребенок кричит: голоден, мокрый либо радуется (да-да, кричать от радости можно и нужно в любом возрасте).

Подражая маме, малыш учится по-новому произносить имеющиеся у него звуки. Гулят дети напевно, мелодично. Произносятся в этот период в основном растянутые гласные А, И, У. (запомните эти гласные, именно с них начнется и процесс изучения букв при обучении чтению). Причем мамы могут опознать своих детей именно по звучанию гуления.

Малыш в этом возрасте просто не слышит другие, не вокализованные звуки. И не произносит их. Однако к концу первого полугодия жизни ситуация меняется. И вместе с карапузом мы переходим на следующий этап.

«Гуси-гуси, га-га-га», или речь в 5-10 месяцев

Сразу надо отметить, что если гулят все дети, то лепечут только те, у кого нет врожденной глухоты. Мамы – обратите на это внимание.

Итак, мозг ребенка продолжает созревать. В результате этого малыш научается слышать не только растянутые гласные, как на предыдущем этапе, но и слоги. Эти слоги, состоящие из согласного и гласного (вышеупомянутый «га», а также «ма», «па», «ба» и пр.) являются основой русской речи.

Однако и тут без мамы не обойтись. Наша – мамская любовь выплескивается на малыша. И он ее в буквальном смысле видит (мамину улыбку, выражение лица), слышит (интонации) и чувствует кожей (да-да, это мамины поглаживания, прикосновения, объятия). Ощущая все это, карапуз начинает воспроизводить ударные слоги материнской речи. Вспомните, как вы обращались к малышу? «Ты мой МААленький, ты моя БУУсечка» И вот уже ваша бусечка лепечет «ма» и «бу».

Причем если в материнской речи это всего лишь слоги, то для малыша такой слог становится словом. И происходит это на следующем этапе.

«Ма-на, ма-на, пум-пу-рум», или период лепетных псевдослов (9-14 месяцев)


Мозг продолжает созревать. Общение с мамой все так же тесно и эмоционально насыщенно. «Смотри, какая собака/машина/кофточка от Прада!» восклицаете вы. И оставляете на вышеупомянутом объекте часть своих эмоций. «Ба-ба-ба/ ма-ма-ма/ прада-прада!» восторженно повторяет за вами ваша радость.

Интересно, что колыбельные песни, обращения взрослого к ребенку, большинство уменьшительных имен имеют размер хорея (стихотворный размер, в котором повторяются двухсложные «блоки» с ударением на первый слог: «Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет». И лепечет малыш первого года жизни тоже хореично…

«Миллион, миллион, миллион алых роз..», или период мелодического лепета (12-20 месяцев)

В период гуления закладывалось самоощущение (Я-личность), в периоде раннего лепета отношение «ты», во время лепетных псевдослов – «он, они». После года малыш начинает интересоваться отношениями между теми, кто общается. Эти отношения выражаются мелодикой речи. И ребенок меняет звучность голоса, интонации, тембр.

Поэтому очень важно на этом этапе играть с детьми в традиционные игры типа «Коза» (которая идет рогатая и потом бодается). Малыши очень четко чувствуют восходящий тембр слов «коза-коза», потом напряженную паузу и, наконец, кульминацию прикосновение «забодает-забодает».

Освоение эмоций высказывания помогут ребенку в дальнейшем понять его предметный смысл, то есть, о чем именно идет речь.

И вот уже постепенно за некоторыми словами закрепляются их значения. Годовалый ребенок уже сам говорит «ав-ав», показывая на собаку, «би-би» – на машинку, «папа» – соответственно, на папу. Вначале усваиваются названия предметов, которые окружают ребенка, потом имена, названия игрушек, затем части лица и тела. Количество самостоятельно произносимых слов в этом возрасте индивидуально. Чаще всего их около десяти и это слова, состоящие из одинаковых слогов типа «мама», «папа», «ляля».

Развитие речи ребенка может проходить двумя путями. Первый – когда первым делом употребляются ударные слоги («ко» молоко), второй – когда воссоздается ритмический рисунок слова («ти-ти-ти» – кирпичи). Причем одно и то же звукосочетание часто относится к разным объектам («то» – и «стол», и «стой»).

Однако понимание речи других людей опережает говорение. Так, к двум годам дети понимают практически все слова, которыми пользуются взрослые.

Взрослые! Будьте внимательны к тому, что вы говорите при малыше! Иначе чуть позже вы рискуете услышать те же слова от своего чада.


Слушаем и понимаем

Существуют определенные уровни понимания речи.
  • В возрасте 3-6 месяцев ваш малыш прислушивается к голосу взрослого, может определить, когда говорите вы, а когда бабушка (ну или соседка сверху).
  • В 6-10 месяцев понимает и выполняет некоторые просьбы («дай буську», «где мама?», «нельзя» и пр.).
  • В 10-18 месяцев узнает отдельные предметы и к 18 месяцам может показать их на сюжетных картинках («Деточка, в каком журнале мы видели красную кофточку?»).
  • В 2 года 6 месяцев выполняет инструкции из двух частей (например, «сходи на кухню и принеси мой кофе»), различает действия (уже может рассказать, когда папа просто сидит, а когда спит) и значения предлогов (где именно папа спит).
  • В 2,6–3 года малыш уже воспринимает и хорошо понимает короткие сказки и рассказы, как с картинками, так и без.

Что и как говорят дети после года


До полутора лет малыши говорят отдельными словами. Одно такое слово вмещает в себя содержание целого предложения. «Бух» – это «мама, смотри как развалилась башня, которую ты так долго строила». «Ди» – это «хватит уже болтать с соседкой и пошли, наконец, на улицу».

К двум годам такие отдельные слова начинают соединяться по два-три. И это показатель развития речи. «Дай бух» – «теперь я хочу развалить башню». «Ди мако» – «сходи за молоком».

Также в этом возрасте произносятся звуки п, б, к, г, х, м, н, в, ф, т, д. Так называемые «трудные» звуки – с, з, ц, ш, ж, л, р – пропускаются либо заменяются. Малыши начинают задавать вопросы «что это?», «как это называется?». Они знают, что кот – это не только тот зверь, которого кормит мама, но и те серые/рыжие/полосатые создания, которые встречают вас на улице. Карапуз еще может перепутать и сказать о себе «он».

С двух и до двух с половиной лет количество слов в предложении увеличивается. Начинают использоваться падежи, число, настоящее и прошедшее время. Но еще путается род в прошедшем времени и допускаются другие грамматические ошибки. То есть «снег падала», «красный машина ехал», а «суп надо есть ложком». Зато теперь уже я – это «я», а не «он». И катаемся не на «фанках», а на «санках». То есть начинают употребляться звуки с, л и некоторые другие из «сложных». Однако близкие звуки типа ч, щ, ш, ж могут смешиваться. В речи малыша много прилагательных. Поверьте, машинка либо кукла, которая произвела впечатление, будет описана весьма ярко и разнообразно. А если вы захотите заменить ее другой (например, более дешевой), маленький умник сразу обратит ваше внимание на то, что она меньше или короче и надо скорее покупать первую. Просто уже доступны для использования наречия. Многосложные слова зачастую произносятся не полностью. Характерно употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов – «там мышонок», «пожалей пальчик» и т. д.

К трем годам малыш говорит уже длинными и сложными предложениями. В одном предложении может быть 5-8 слов, использоваться союзы и причастия. Грамматика в основном усвоена, но продолжают допускаться некоторые ошибки. Например «моя дедушка», «он купила». Заменяются приставки – машина «изъехала» вместо выехала, «растемнело» вместо потемнело. Окончание -ов употребляется вместо других окончаний. Поэтому так часто мы слышим «руков, машинов, конфетов» и т. п. Словарный запас может достигать уже 300-700 слов.

Подводя итог…

…хочется сказать следующее. Не только после трех лет дети начинают разговаривать. Они общаются с нами уже сразу после рождения, и именно от мамы зависит то, насколько полноценным и качественным будет это общение.

Галина ОСЯДОВСКАЯ
,
логопед
 
no-photo

Для того чтобы оставить комментарий, необходима авторизация.

ЖурналBambini

Журнал «BAMBINI» — доброе и тёплое периодическое издание для родителей о детях, настоящий семейный журнал, на страницах которого — актуальные статьи о здоровье, психологии, питании и развитии детей.

С любовью к детям и заботой о них журнал расскажет о важном и волнующем, чтобы помочь мамам, папам, бабушкам и дедушкам в трудном и ответственном деле воспитания малышей. Много полезного найдут для себя и будущие мамы.

Контакты

ПорталBambini

Портал «BAMBINI» — площадка для интерактивного обмена самой разнообразной информацией о детях. Мы стараемся собрать самую разную, но всегда полезную родителям информацию из достоверных источников, чтобы предоставить ее Вам. И в то же время нам и другим читателям интересны Ваши мнения, голоса, отклики, советы. Добро пожаловать!

Журнал «BAMBINI» и портал BAMBINI.BY приглашают в клуб своих друзей всех, кому не безразлично, какими личностями вырастут их малыши… Кому важно, чтобы их дети были по-настоящему здоровы физически и психически… Для тех, кто стремится вырастить интеллектуально развитых и талантливых, но при этом добрых к людям и открытых миру настоящих людей, будущих мам и пап…

Контакты

Реклама на портале

Авторизация