Методика Зайцева. Часть I… Суть методики.

Сегодня мы продолжаем наш разговор о методиках раннего развития детей, и поговорим о методике, разработанной педагогом из Санкт-Петербурга Николаем Александровичем Зайцевым.

Активно набирающая популярность методика Зайцева считается прекрасно подходящей для раннего развития и обучения детей. Применяя эту методику, у малыша можно стимулировать развитие речи и мышления, обучить его чтению и счету. Bсё это – без излишнего напряжения, с интересом, играя и развлекаясь. Причем подходит эта методика не только детям, развивающимся в соответствии с возрастными нормами, но и деткам с «особенностями».

В чем суть методики Зайцева?

Методика основана на естественной потребности ребенка в игре. В легкой, ненавязчивой, интересной и игровой форме с помощью специально разработанных учебных пособий ребенок обучается различным навыкам. Методика способствует развитию мышления и логики, задействует и развивает органы чувств: слух, зрение, осязание. А это способствует повышению уровня восприятия мира, познанию окружающей среды, что в свою очередь способствует развитию речи и творческих задатков ребенка, развивает внимательность и усидчивость.

Малыш в процессе обучения постигает чтение, арифметику, письмо и каллиграфию. В целом, используя методику Зайцева, можно освоить программу начальных классов еще в дошкольном возрасте.

Методику Зайцева отличает соблюдение основных дидактических принципов, которые упоминаются во всех учебных пособиях, но далеко не всегда им удается следовать в полном объеме. Это следующие важные моменты:

 - системная подача учебного материала;

- переход от общего к частному и от частного к общему;

-  наглядность, воздействующая на различные каналы восприятия;

-  переход от конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому;

- алгоритмизация учебных действий;

-  безопасность для здоровья детей;

-  учет физиологии восприятия учебного материала.

Методика подходит для занятий с детьми с особенностями психологического развития. Деткам с диагнозами ЗПР (задержка психического развития), аутизм, при логопедических проблемах, в том числе ОНР (общее недоразвитие речи), ММД (минимальные мозговые дисфункции), алалия, слабослышащим и слабовидящим детям и даже деткам с тяжелыми заболеваниями, сопровождающимися нарушением умственного развития (болезнь Дауна, дебильность, имбецильность).

Ну и, само собой, методика Зайцева прекрасно подходит и наиболее эффективна при занятиях с детьми, развитие которых соответствует возрастным нормам.

По ней могут заниматься даже взрослые люди. Так, методика Зайцева показала хороший результат при изучении иностранными студентами русского языка.

Эти чудесные кубики и таблицы…

Кубики Зайцева – это важная часть уникальной методики раннего обучения чтению. Используются кубики вместе со специальной обучающей таблицей. Николаем Александровичем Зайцевым разработаны различные обучающие методики, но мы подробнее поговорим о самой известной, обучающей чтению.

В чем «изюминка» методики обучения чтению?

Наверно, многим родителям знакома такая проблема: ребенок знает все буквы, а читать не может. Нередко буквы у малыша никак не складываются в слоги. На вопрос, что получится, если сложить звуки «м» и «а», ребенок может ответить «мо», при этом в азбуке он правильно укажет буквы «м», «а» и «о».

Раз издавна существует такая проблема, может быть, надо начинать не с изучения букв? И, когда ребенок только начинает говорить, он никогда не произносит отдельные буквы, которые затем связывает в слоги. Что мы слышим в детском лепете? «Ба-ба-ба-ба-ба», «бу-бо-ба-бэ-бы-б», «бю-бе-бя-бе-би-бь». В детском лепете слышны слоги, а точнее – склады.

Особенность методики Зайцева в том, что ученый и педагог Зайцев видит единицу строения устного языка не в привычном для нас слоге, а в складе.

Склады – это пары «согласный – гласный», которые органично связаны с человеческой речью и потому легче усваиваются. В отличие от слогов, складом может быть отдельная согласная, если на слух чувствуется, что она «мягкая».

Каждый склад написан на отдельной грани кубика. Пользуясь этими складами, ребенок начинает составлять слова.

И снова кубики…

Кубики различаются по размеру и цвету и даже по-разному звучат. Кубики большие и маленькие, серые, коричневые и желто-золотистые с различным наполнителем. Буквы на кубиках написаны разным цветом: гласные – голубым, согласные – синим, твердый и мягкий знак – зеленым.

Кубики со звонкими буквами заполнены «железками» и звенят, кубики с глухими буквами заполнены маленькими деревяшками и глухо стучат, а «золотые» гласные кубики заполнены медными монетами. Это помогает ребенку на слух ассоциировать глухой или звонкий звуки от кубиков с соответствующими звуками речи.

Также гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие буквы и звуки ассоциируются с определенным цветом, размером, весом кубиков. При этом ребенок не перегружается запоминанием непонятных и трудных для малыша терминов.

Есть и белый кубик со знаками препинания. Таким образом, увеличивается число каналов восприятия (зрение, слух, осязание), по которым к ребенку поступает информация, в результате чего повышается эффективность запоминания и обучения.

Играя с кубиками, на каждой стороне которых написан склад, ребенок запоминает их и, все так же играя, учится составлять слова. Например, малыш укладывает кубики в коробочку - «кастрюлю» и «варит кашу». Малыш ищет кубик со складом «ка», а потом «ша».

На занятиях детки склады, написанные на гранях кубика, поют. Каждый кубик – это песенка, например, «му-мо-ма-ма-мэ-мы-м». А все вместе песенки находятся в одной большой таблице.

Таблица – учебное пособие, дополняющее кубики. Склады систематизируются и в определенном порядке записываются в таблицу и обозначаются различным цветом. Таблица вывешивается на стене на уровне глаз. Когда все песенки-склады уже на слуху, дети могут соотносить склады в таблице со складами кубиков, а через некоторое время без особого труда запомнятся все буквы.

Когда дети на занятиях поют песенки-склады, они тренируют артикуляцию и речевой аппарат, что имеет большое значение для развития речи.

Кроме того, дети, играя, учатся соотносить буквы и звуки по твердости-мягкости, звонкости-глухости, что уже является серьезной работой по изучению языка.

Продолжение:

 

no-photo

Для того чтобы оставить комментарий, необходима авторизация.

ЖурналBambini

Журнал «BAMBINI» — доброе и тёплое периодическое издание для родителей о детях, настоящий семейный журнал, на страницах которого — актуальные статьи о здоровье, психологии, питании и развитии детей.

С любовью к детям и заботой о них журнал расскажет о важном и волнующем, чтобы помочь мамам, папам, бабушкам и дедушкам в трудном и ответственном деле воспитания малышей. Много полезного найдут для себя и будущие мамы.

Контакты

ПорталBambini

Портал «BAMBINI» — площадка для интерактивного обмена самой разнообразной информацией о детях. Мы стараемся собрать самую разную, но всегда полезную родителям информацию из достоверных источников, чтобы предоставить ее Вам. И в то же время нам и другим читателям интересны Ваши мнения, голоса, отклики, советы. Добро пожаловать!

Журнал «BAMBINI» и портал BAMBINI.BY приглашают в клуб своих друзей всех, кому не безразлично, какими личностями вырастут их малыши… Кому важно, чтобы их дети были по-настоящему здоровы физически и психически… Для тех, кто стремится вырастить интеллектуально развитых и талантливых, но при этом добрых к людям и открытых миру настоящих людей, будущих мам и пап…

Контакты

Реклама на портале

Авторизация