Поиграем с компьютером!

Игра как способ развития ребенка уже давно доказала свою эффективность. Сегодня для малышей создано огромное количество развивающих и обучающих методик, программ, игр, инструментов. В числе прочих все большую популярность приобретают компьютерные игры. Это и не удивительно, ведь активная компьютеризация всех сфер жизни вносит коррективы и в процессы образования детей дошкольного возраста.

Что было сначала?


«Родителями» компьютерных игр стали ученые. Правда, для них видеоигры являлись лишь «побочным» продуктом исследовательской деятельности. Физик-ядерщик, один из создателей атомной бомбы, Вили Хигинботэм изобрел первую в мире компьютерную игру. Он был страстным поклонником игры в теннис и очень хотел удивить окружающих возможностями своей лаборатории. Так родилась видеоигра «Теннис для двоих». Три недели понадобилось Хигинботэму, чтобы создать игровое устройство, а экраном послужил осциллоскоп (прибор для наблюдения за процессами в электрических цепях).

Однако «отцом» компьютерных игр традиционно называют британского ученого Артура Дугласа, который в 1952 году в Кембридже разработал компьютерную программу «ОХО» (крестики-нолики) в качестве визуального приложения к своей диссертации. Возможно, приписывание «отцовства» именно Дугласу связано с тем, что видеоигра Хигинботэма не была запатентована и просуществовала совсем недолго: когда для работы понадобился осциллоскоп, он разобрал игровое устройство.

В те далекие 50-е эти ученые и предположить не могли, какой популярностью будет пользоваться их изобретение.

Огромное множество

Компьютерные игры в развивающих методиках – явление достаточно молодое. Четкой классификации видеоигр для детей нет.

По целевому признаку выделяют:

• обучающие,

• развивающие,

• развлекательные.


Обучающие компьютерные игры предназначены для того, чтобы научить ребенка чему-либо. Такие игры помогут малышу выучить алфавит, узнать, какие существуют виды животных, птиц или растений, научиться считать и т. д.

Задача развивающих игр в другом – развить у ребенка определенные навыки: внимательность, наблюдательность, память, фантазию, цветовое восприятие, мелкую моторику и т. д.

Развлекательные компьютерные игры, как уже понятно из самого названия, созданы для отдыха и развлечения.

С точки зрения игрового процесса компьютерные игры можно подразделить на несколько групп:

логические игры игры Спанч Боб развивают навыки логического мышления. К этому типу игр относятся стратегии (жанр игры, при котором игрок выступает управленцем и развивает свой город, компанию, ферму, войско и т. д.) и квесты (игры, построенные на решении набора заданий). Эти игры достаточно сложны. Но они очень полезны тем, что развивают в ребенке наблюдательность, усидчивость, способность достигать целей, планировать действия, принимать решения, нести за них ответственность, продумывать и просчитывать ходы;

обучающие, развивающие головоломки обучают ребенка решать определенную задачу, мозаики развивают зрительное восприятие, а симуляторы (игры, имитирующие какую-либо реальность или профессию) развивают память и моторику, знакомят с новыми видами деятельности;

динамические игры (3D–Action), к которым относятся «стрелялки», «гонки», «бродилки» (RPG или ролевые игры, в которых игрок выбирает себе роль и ведет действия исходя из нее), вызывают самое большое количество нареканий. С одной стороны активность этих игр развивает ловкость, быстроту реакции, концентрацию внимания, с другой – вызывает перенапряжение и переутомление у ребенка (одни из первых признаков – нервозность, раздражительность, капризность, перевозбуждение или, наоборот, вялость). Кроме того, сюжеты данного вида игр, как правило, достаточно агрессивны и жестоки, что вредно для неустойчивой детской психики;

приключенческие (адвентурные) игры часто похожи на мультфильмы: герои, события, приключения. Ребенку они будут полезны тем, что способствуют логическому мышлению и сообразительности. Управляя героями и событиями, малыш учиться принимать решения и достигать целей;

особенность аркадных игр – в дроблении на уровни. Цель игрока, заработав бонусы за быстроту прохождения, победу над соперником, нахождение секретных дверей или предметов, перейти на следующий уровень. Аркадные игры тренируют глазомер, внимание, скорость реакции, однако они очень насыщенны и вызывают быструю утомляемость и перенапряжение у детей. Поэтому родителям деток дошкольного возраста стоит хорошо подумать, когда и при каких условиях предлагать ребенку эту игру.

Возрастной ценз для детских компьютерных игр – от 3 лет и выше. Правда, уже появились предложения для детей 2-летнего возраста. Однако и родители, и психологи уверены, что это все же слишком рано.

Елена Васильева, психолог:

 
«В отношении компьютерных игр для детей работают четкие правила: до 3 лет никакого компьютера вообще, до 7 лет – никаких «стрелялок», бродилок, гонок (т. е. динамических и аркадных игр), до 14 (в реальности до 12) лет – нет социальным сетям».
 

Что же предложить дошкольнику?

Для детей дошкольного возраста производители компьютерных игр, как правило, предлагают игры обучающего и развивающего характера. Это могут быть игры а-ля минимализм (только элементы – «объекты» игровых действий), игры с каким либо героем, персонажем или же целые сюжетные действа.

С точки зрения заданий игры для детей 3 7 лет можно поделить на следующие группы:

1. Составь, создай, пазлы (составление картинки из фрагментов).

2. Найди (отличия, недостающий элемент, пару, спрятанное, лишнее).

3. Собери (картинку, узор, домик и пр.).

4. Запомни (разложи по местам, верни на место).

5. Заполни (заполнение пустого поля недостающим элементом).

6. Раскраска (разукрашивание чёрно-белых рисунков).

7. Кто есть кто, что есть что (назвать изображенное на картинке).

8. Расставь по порядку.

9. Изучаем (геометрические фигуры, цвета, звуки, алфавит, шахматные фигуры, счет, природные объекты, животные, тело человека и пр.).

10. Рисуем.

11. Лабиринты (поиск выхода или какого-то предмета, героя и пр.).

После 5 лет можно обратиться к более сложным формам вышеуказанных игр, а также к играм типа «анаграмма» (распознавание слова, в котором переставлены буквы), «изограф» (распознавание слова, из букв которого составлен рисунок), «ребус» (распознавание слова, в котором буквы, слоги заменены картинками) и пр.

Эти игры помогают развивать логику, фантазию, зрительно-моторную координацию, зрительное восприятие, память, речь, накапливать различные знания.

Стратегии, квесты, симуляторы, динамические, аркадные и ролевые игры – прерогатива детей старше 7 лет! И то при условии, что психика ребенка достаточно устойчива. Ведь некоторые игры требуют не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. Кроме того, насыщенные, активные игры (это в первую очередь касается динамических и аркадных игр) требуют огромного напряжения, выдержать которое без потерь для психического состояния способен не каждый детский организм.

«За» и «против»

Среди родителей по поводу компьютерных игр идут ожесточенные споры. Вопросов масса. Разрешать ли ребенку играть в компьютерные игры? Действительно ли игры на компьютере помогают развивать ребенка? С какого возраста можно предлагать ребенку компьютерные игры? Сколько времени разрешать проводить за игрой на компьютере? Как это сказывается на здоровье ребенка?

Самое важное для родителей – определиться с целями. Что для вас компьютерные игры: инструмент для развития малыша, способ занять свободное время ребенка, модная тенденция или семейная традиция?
 
Елена Васильева, психолог:

«Вообще, однозначного мнения относительно пользы-вреда от присутствия в жизни ребенка компьютерных игр нет. Если в культуре семьи принято активное использование различных гаджетов, девайсов, техники, интерактивов, то и ребенок будет приучаться к ним с раннего детства. Здесь важно следить, чтобы общение с компьютером проходило через родителей, было безопасно и экологично. Чем современнее техника, тем более она безопасна.

Вариант, когда компьютер, и в частности компьютерные игры, становятся фактором компенсации родительского внимания, заботы и участия в жизни малыша, конечно, ничего хорошего ребенку не принесет.

Я наблюдала случаи, когда совсем еще маленькие дети из семей IT-специалистов в своем юном возрасте очень давно и активно пользуются компьютером, и при этом абсолютно здоровы, социальны, умеют общаться со сверстниками, развиты и любознательны. И наоборот, детей, которых долго берегли от компьютера, имеют посаженное зрение и комплексы.

Важно, чтобы компьютерные игры были подспорьем, инструментом, помогающим в развитии, а не заменой общению, физической активности, познанию жизненных процессов. Ребенок должен жить реальной жизнью: уметь взаимодействовать с людьми, учиться рисовать, писать, разговаривать, понимать эмоции и т.д.

Нормальному активному развитому ребенку компьютерные игры не причинят вреда (при условии соблюдения меры, которая, к слову, важна в любой деятельности). А деткам с некоторыми особенностями в развитии, с той же дисграфией или заиканием, обучающие и развивающие компьютерные программы – большой помощник».

Договоримся с малышом

Если вы все же решили предложить ребенку играть в компьютерные игры установите с малышом четкие правила:

• «за компьютером можно проводить четко ограниченное время (например, 15 минут)», в исключительных случаях можно немного задержаться, но только для того, чтобы завершить миссию, закончить задание, решить задачу;

• «компьютерные игры не должны ущемлять такие важные составляющие жизни, как еда, сон, прогулки на свежем воздухе, общение со сверстниками, занятия в реальной жизни (чтение, рисование, пение и пр.)».

Елена Васильева, психолог:

«Для детей 3-7 лет время, проведенное за компьютерными играми, должно составлять не более 20 минут в день. В качественных лицензированных программах для маленьких детей, как правило, даже стоит временной ограничитель (по истечению времени, отведенного на каждый урок, задание программа потребует перезагрузки, тем самым не позволит ребенку с головой уйти в игру и просидеть за компьютером много времени)».


Правила выбора

Родителям, выбирая компьютерные игры для своих чад, важно придерживаться нескольких простых правил:

1. Игра должна соответствовать возрасту ребенка.

2. Подберите ребенку игру в соответствии с его темпераментом и характером.

3. Перед тем, как предложить игру ребенку, нужно сыграть в нее самому.

4. Герои игры должны быть доброжелательными: никаких монстров, страшилок, ужастиков.

5. Отдайте предпочтение исследовательским, развивающим, а не развлекательным играм.

6. Каждому возрасту соответствует своя длительность игры: игра для малыша 3-4 лет должна длиться 10-15 минут.
 
 
Где взять компьютерные игры для детей:

1. Приобрести лицензированный диск с играми.

2. Найти игры на специализированных сайтах (игротеках). В них можно играть он-лайн или установить игры на компьютер.

3. Поискать у друзей и знакомых.
 

 


Как, когда и сколько?

Отвечая на вопрос «Сколько времени маленькому ребенку можно проводить за компьютером?», некоторые психологи предлагают следующую схему: возраст ребенка умножить на 3. Так, если вашему малышу 5 лет, то максимальное время за компьютером для него составляет 15 минут в день.

Чтобы снизить «нагрузку» на здоровье малыша родителям стоит уделить внимание некоторым моментам:

• после работы за компьютером предложите своему малышу вместе сделать гимнастику для глаз;

• проветривайте и увлажняйте комнату, перед тем как усадить малыша за компьютер – свежий влажный воздух полезен для мозговой активности;

• сидеть за компьютером ребенок должен правильно и ему должно быть удобно (стул со спинкой, руки на столе, ноги согнуты под прямым углом и т. д.). Следите за осанкой малыша;

• следите за чистотой компьютерной техники, она не должна быть «пылесборником»;

• «озелените» компьютерное рабочее место, растения нейтрализуют электромагнитное излучение от компьютера.

Наталья, мама мальчика Никиты, 4,5 года


– Вопрос о компьютерных играх для нас пока не так актуален, так как сыну 4,5 года и для него компьютер – исключительно источник мультиков, веселых песенок и т. д. Не могу сказать, что мы не использовали компьютер как игровое средство. Использовали, но исключительно в развивающих целях. Предлагали сыну игровые презентации, т. е. такие, где есть дидактический момент – какая-то информация в игровой форме. Или игры-раскраски. Те же песенки на английском языке или логопедические игры. Вариантов, на мой взгляд, масса. Могу сказать, что уже сейчас сын уверенно научился владеть мышкой, а это хорошая тренировка координации.

Компьютерные игры – это ни хорошо, ни плохо. Это – нормально. Это часть нашей жизни и абсолютно бессмысленно полностью ограждать ребенка от него. Другой вопрос, как правильно сформировать режим пользования компьютером. В нашей семье мы стараемся следовать правилу «посмотрел/поиграл на компе отдохни», поиграй в игрушки с мамой или папой, сходи погуляй. Во всяком деле важна мера.

В любом случае, ребенку гораздо важнее внимание родителей, чем компьютер и иже с ним. Просто посидеть и вместе посмотреть мультики гораздо эффективнее, чем все обучающие программы.

Екатерина ФУРС-ТОМАШЕВИЧ

no-photo

Для того чтобы оставить комментарий, необходима авторизация.

ЖурналBambini

Журнал «BAMBINI» — доброе и тёплое периодическое издание для родителей о детях, настоящий семейный журнал, на страницах которого — актуальные статьи о здоровье, психологии, питании и развитии детей.

С любовью к детям и заботой о них журнал расскажет о важном и волнующем, чтобы помочь мамам, папам, бабушкам и дедушкам в трудном и ответственном деле воспитания малышей. Много полезного найдут для себя и будущие мамы.

Контакты

ПорталBambini

Портал «BAMBINI» — площадка для интерактивного обмена самой разнообразной информацией о детях. Мы стараемся собрать самую разную, но всегда полезную родителям информацию из достоверных источников, чтобы предоставить ее Вам. И в то же время нам и другим читателям интересны Ваши мнения, голоса, отклики, советы. Добро пожаловать!

Журнал «BAMBINI» и портал BAMBINI.BY приглашают в клуб своих друзей всех, кому не безразлично, какими личностями вырастут их малыши… Кому важно, чтобы их дети были по-настоящему здоровы физически и психически… Для тех, кто стремится вырастить интеллектуально развитых и талантливых, но при этом добрых к людям и открытых миру настоящих людей, будущих мам и пап…

Контакты

Реклама на портале

Авторизация