Упражнения при плоскостопии

Лечение плоскостопия включает в себя ношение правильно подобранной обуви, массаж и лечебную гимнастику на фоне общего укрепления организма ребенка. Основное и самое верное средство – специальная гимнастика, укрепляющая мышцы стопы и голеностопного сустава.

Курс лечения – 6–9 месяцев при условии регулярных ежедневных занятий. При регулярных занятиях удается не только приостановить уплощение стопы, но и полностью исправить ее форму.

Помните: чем раньше начато лечение, тем больше гарантии успеха.

При выполнении специальной гимнастики нужно придерживаться следующих правил:

1. Выполнять упражнения босиком или в носках.

2. В начале лечения, во избежание перегрузки мышц стопы, рекомендуются упражнения из исходных положений лежа и сидя. Через 2–3 недели регулярных занятий добавляют упражнения из исходных положений стоя.

3. Специальные упражнения необходимо чередовать с общеукрепляющими, включать специальные упражнения в комплекс утренней гимнастики, физкультурных занятий.

4. 5–6 специальных упражнений из различных исходных положений (стоя, сидя, лежа) повторяют по 8–10 раз, 2 раза в день.

5. Количество упражнений и их повторений следует увеличивать постепенно.

6. Через 10–12 дней специальные упражнения следует обновлять, вводя 1–2 новых упражнения.


Упражнения из исходного положения лежа на полу

1. Лежа на спине, ноги вытянуты вместе, руки согнуты под головой (локти плотно прижаты к полу). Сгибание и разгибание стоп вместе и попеременно с большой амплитудой. 10–12 раз.

2. Лежа на спине, ноги согнуты в коленях, колени и носки соединены, пятки врозь, руки под головой. Подниматься на носки попеременно левой и правой ноги и вместе, высоко поднимая пятки. 10–12 раз.

3. «Велосипед». Лежа на спине, ноги вытянуты вместе, руки согнуты под головой. Попеременно сгибая и разгибая ноги в коленях, одновременно сгибать и разгибать стопы, как при езде на велосипеде 15–20 сек.

4. Лежа на спине, развести прямые ноги в стороны (на счет 1). Согнуть в коленях, не отрывая пяток от пола и соединяя подошвы (2). Выпрямить ноги (3). Соединить ноги (4).

5. Лежа на спине, скользить стопой одной ноги по другой ноге от ступни до колена вверх и от колена до ступни вниз, максимально пальцами плотно охватывая ногу. То же другой ногой. 5–6 раз.

Упражнения из исходного положения сидя на стуле

1. Спина прижата к спинке стула, руки за спинкой стула или упираются в сиденье, ноги согнуты в коленях, ступни близко к ножкам стула. Колени держим вместе:

а) максимально разводить и сводить пятки, высоко поднимая их от пола;
б) максимально разводить носки и соединять, не отрывая пяток от пола.
6–10 раз.

2. Исходное положение, как в упражнении 1. Попеременно или одновременно поднимать пятки от пола и опускать их. Темп медленный. 10–15 раз.

3. И. п. то же. Поочередно сгибать ноги в коленях и выпрямлять: правую ногу назад на носок, левую – вперед на пятку. И наоборот. 10–15 раз.
4. «Червячки». Сидя на краю стула, руки в упоре на сиденье, ноги согнуты. Одновременно продвигать ступни вперед до выпрямления колен, делая энергичные сгибательные и разгибательные движения пальцами. То же назад до сгибания коленей. Повторять 2–3 раза.

5. И. п. то же. Перекаты с пяток на носок и обратно. 6–10 раз.

6. Ноги согнуты в коленях, спина прижата к спинке стула, руки согнуты за спиной или в упоре о сиденье стула. Середина стопы на гимнастической палке. Катание палки вперед и назад с усилением. 8‑10 раз.

7. И. п. то же. Катание мяча стопой вправо и влево. Каждой ногой 6–10 раз.

8. И. п. то же. Отбивание мяча тыльной стороной стопы 4–6 раз каждой ногой.

9. Сидя на краю стула, руки в упоре о сиденье стула, ноги слегка вытянуты, ступни на ширине плеч. Попеременное постукивание ступнями по полу, не отрывая пяток от пола и высоко поднимая носки. 10–15 сек.

10. И. п. то же. Опираясь на пятки, описывать носками круги навстречу друг другу. 8–10 раз.

11. И. п. то же. Ноги вытянуты, между ногами мяч или мешочек с песком.а) поднимать и опускать ноги, зажав мяч подошвами;
б) приподнимать ноги, согнув в коленях, подтягивая мяч к себе. 4–8 раз.

12. «Подгребание песочка». Сидя на краю стула, спина прижата к спинке стула, ноги слегка согнуты, стопы на ширине плеч. Повороты стоп внутрь со сгибанием пальцев. 6–8 раз.

Упражнения из исходного положения стоя


1. Держась двумя руками за опору на уровне груди, ноги вместе. Перекаты с пятки на носок и обратно. При поднимании на носки руками притягиваем тело к опоре, при перекате на пятку руки разгибаем, тело отклоняем назад. 6–8 раз.

2. Держась за опору на уровне таза, пятки врозь, носки вместе. Выполнять полуприседания на носках, широко разводя пятки и поднимая их от пола. 5–8 раз.

3. И. п. то же, но ступни параллельно. Выполнять полуприседания, опираясь на наружные своды. 5–8 раз.

4. И. п. то же, но пятки вместе, а носки врозь. Глубокое приседание на носках, отрывая пятки и разводя широко носки. 5‑8 раз.

5. Стоять без опоры. Пятки вместе, носки врозь, руки фиксированы (на пояс, за голову, согнуты за спиной, согнуты к плечам и др.). Попеременно и одновременно подниматься на носки и опускаться.

6. Стоять, ноги вместе, руки на поясе:
а) «аист» ‑ поднять руки в стороны, стоя на одной ноге поднять другую, согнутую в колене. Выдержка в позе равновесия 3–6 сек. Повторить 2–3 раза на каждой ноге. Колени не сгибать, смотреть вперед;
б) «ласточка» – наклониться вперед, разводя руки в стороны, стоять на одной ноге с отведением другой назад. Выдержка 2–4 сек. Повторить на каждой ноге 2–3 раза. Колени не сгибать, смотреть вперед.

7. Стоя на гимнастической палке прямо (палка вдоль стопы). Руки на пояс или за спину. Ходьба по палке «елочкой»: плотно приставляя на ощупь пятку одной ноги к стопе другой ноги.

8. И. п. то же. Подниматься на носки и опускаться на палку. 6–8 раз.

9. Стоя, ступни параллельно, между ногами параллельно ступням гимнастическая палка. Пятка и большой палец прижаты к палке. Руки на пояс. Ходьба вдоль палки, прижимая ее. 3–5 раз.

10. Ходьба:
а) высоко на носках, шаг мелкий, ноги прямые, руки на поясе,
б) перекатываясь с пятки на носок;
в) с максимально согнутыми пальцами ног;
г) на пятках, шаг мелкий, колени вытянуты;
д) на наружных сводах стоп с максимальным сгибанием пальцев внутрь.

После каждого вида корригирующей ходьбы для расслабления рекомендуется несколько шагов обычной ходьбы. Длительность каждого вида ходьбы не менее 15 сек.

11) прыжки «как лягушонок» на кистях рук и согнутых ногах.

12. Ходьба по разной поверхности:
а) по ребристой доске,
б) по наклонной плоскости на носках,
в) по обручу приставным шагом в стороны.

Благодарим за консультацию инструктора-методиста
по физической реабилитации Минского городского центра
коррекционно-развивающего обучения и реабилитации
Людмилу Косяк

no-photo

Для того чтобы оставить комментарий, необходима авторизация.

ЖурналBambini

Журнал «BAMBINI» — доброе и тёплое периодическое издание для родителей о детях, настоящий семейный журнал, на страницах которого — актуальные статьи о здоровье, психологии, питании и развитии детей.

С любовью к детям и заботой о них журнал расскажет о важном и волнующем, чтобы помочь мамам, папам, бабушкам и дедушкам в трудном и ответственном деле воспитания малышей. Много полезного найдут для себя и будущие мамы.

Контакты

ПорталBambini

Портал «BAMBINI» — площадка для интерактивного обмена самой разнообразной информацией о детях. Мы стараемся собрать самую разную, но всегда полезную родителям информацию из достоверных источников, чтобы предоставить ее Вам. И в то же время нам и другим читателям интересны Ваши мнения, голоса, отклики, советы. Добро пожаловать!

Журнал «BAMBINI» и портал BAMBINI.BY приглашают в клуб своих друзей всех, кому не безразлично, какими личностями вырастут их малыши… Кому важно, чтобы их дети были по-настоящему здоровы физически и психически… Для тех, кто стремится вырастить интеллектуально развитых и талантливых, но при этом добрых к людям и открытых миру настоящих людей, будущих мам и пап…

Контакты

Реклама на портале

Авторизация